Родом из «Звонкой долины»

Weltmeister

Тему этого поста мне подсказало постоянное посещение одного интересного блога — http://muzomix.ru, владелецей которого, является Хельга Бурдь. Читая ее посты про историю возникновения и создания различных музыкальных инструментов, я вспомнила как была поражена звучанием немецкого аккордеона Weltmeister. Решила поискать материал и углубилась в историю этого инструмента настолько, что добралась до саксонского городка Клингенталь (Klingenthal), который гордится тем, что производство аккордеонов насчитывает здесь более 160 лет (с 1852 года).
Аккордеоны марки Weltmeister («Чемпион мира») производства народного предприятия ГДР в 1950-х годах ввозились в СССР в большом количестве. Их родина — маленькое пятнышко на карте Германии с близко расположенными друг от друга городками Markneukirchen, Khngentnal, Schoneck, Erlbach, которому в давние времена дали название Musikwinkel — «Музыкальный уголок».
В XVII веке в этот уголок устремились протестанты из соседней Богемии, которых на родине преследовали по религиозным мотивам. И принесли они с собой мастерство изготовления скрипок, лютен, гитар и духовых деревянных инструментов. Со временем и многие коренные жители занялись этим доходным промыслом, появилось немало мастеров, на которых работали надомники — изготавливали отдельные части инструментов. Сборку же проводил сам мастер.
Уровень жизни в регионе стал довольно высоким. Но настоящий расцвет «уголка» наступил с появлением в этих местах редкой в то время губной гармоники. Привез ее сюда в 1829 году мастер по изготовлению деревянных духовых инструментов Иоганн Вильгельм Глиэр из рода мастеров и торговцев музыкальными инструментами. Он понял, что маленькая дешевая гармоника станет поистине народной и в массовом производстве окажется очень выгодной.
Так оно и получилось: Германия пережила настоящий бум губной гармошки, и через десять лет в городе уже насчитывалось 50 мелких фабрик по ее производству. Часть жителей работали на них, другая часть торговали.
В тележках гармоники развозили по деревням и продавали по одному талеру за дюжину. Сам же Иоганн Глиэр вместе с братом основал магазины и мастерскую в Петербурге и Одессе, и на своей родине получил прозвище «Глиэр-рус».
В 1829 году венский мастер Кирилл Демиан изобрел и запатентовал принципиально новый музыкальный инструмент-аккордеон. У новорожденного было всего пять клавиш — только для левой руки. Каждой клавише соответствовал определенный аккорд (а не тон), отсюда и название «аккордеон». Такой компактный, дешевый и легкий инструмент был идеальным для паломников. В европейских странах появились аккордеонные фабрики. Поэтому нет ничего удивительного в том, что в 1852 году столяр из Клингенталя Адольф Герольд привез домой аккордеон и изготовил копию в мастерской отца.
Так новый инструмент обосновался еще в одном городе, где ему предстояла долгая и успешная жизнь. Прошло несколько лет, и на фабриках в городках «Музыкального уголка» губным гармоникам пришлось потесниться и дать место пришельцу. В одном только 1862 году все 20 фабрик «уголка» изготовили 214 тысяч аккордеонов.
Кажется невероятным, что затерянный среди еловых лесов на окраине Европы маленький «Музыкальный уголок» на рубеже XX века являлся глобальным центром производства музыкальных инструментов, выпуская 80% (!) всех оркестровых инструментов мира.
Значительная часть продукции шла за океан, поэтому в крохотном городке Маркнойкирхен находилось Генеральное консульство США (!). Здесь была самая высокая плотность миллионеров в Германии. В небольшом городке проживало 15 миллионеров (все они были торговцами музыкальными инструментами, а не их производителями).
После окончания Второй мировой войны в ГДР на базе сохранившихся мастерских организовали государственное народное предприятие VEB Klingenthal Harmonikawerke (1949 год). Здесь работали около 3.000 человек. Выпускаемый ими аккордеон марки Weltmeister стал культовым объектом и экспортировался в 40 государств мира. После объединения Германии предприятие было приватизировано и получило название Нагmona Akkordeon GmbH (76 работников), марка Weltmeister сохранилась.

Weltmeister
В Маркнойкирхене есть музей музыкальных инструментов. В числе его 3.100 экспонатов находится гигантский чудо- аккордеон высотой 1,8 метра и весом 100 кг. У него 128 клавиш и 423 басовые кнопки, стоит он на колесах, а объем его «легких» — 2.000 литров.
В конце 1930-х с этим монстром концертировали шесть молодых дам и исполняли музыку в разных странах, добрались даже до Южной Африки. Сейчас гигант молчит, в буквальном смысле слова оказавшись «без языка»: латунные язычковые планки во время войны были демонтированы, а их восстановление слишком дорого.
Оказалось бы странным, если бы «Музыкальный уголок», щедро снабжавший Россию губными гармониками и аккордеонами, не дал бы России видного музыканта. Действительно, такой есть: знаменитый русский композитор, дирижер и музыкальный педагог Рейнгольд Морицевич Глиэр, ученик Танеева и Ипполитова-Иванова, учитель Прокофьева. Он был сыном переселившегося из Клингенталя в Киев мастера медных духовых инструментов и прямым потомком Иоганна Вильгельма Глиэра, который первым организовал массовое производство губных гармоник.



4 комментария

  1. Ирина, рада, что смогла вас вдохновить!!!! Спасибо за интересную историю!! Кто бы мог подумать, что на продаже муз. инструментов можно стать миллионером)))

  2. Всегда интересно узнать историю вещей, которые давно знакомы всем. Благодарю за такой подробный рассказ. Вот благодаря таким мастерам аккордион радует нас уже столько лет.

  3. я тоже читаю Блог Хельги, читала о некоторых музыкальных инструментах, а вот про гармонь подобного не знала. Надо же, сколько всего в истории нашего Русского инструмента как гармонь

  4. Ирина, благо дарю! У Вас всегда можно что-то новенькое почитать, да еще с историческими фактами, и на интересную тему!
    Еще раз убедилась, что выгоднее продавать, а не производить!

Ответить

Ваш e-mail не будет публиковаться Required fields are marked *

*